Юридическая ответственность

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это предусмотренные законом неблагоприятные последствия за нарушение экологического законодательства, в результате которого причиняется или создаётся реальная угроза причинения вреда окружающей среде.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (в соответствии со ст. 28 закона № 89-ФЗ,1998г).

Имущественная или гражданско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причинённый в результате загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Дисциплинарная ответственность является видом юридической ответственности и наступает за невыполнение работником требований трудового договора по соблюдению норм экологического законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Должностные лица и иные работники предприятия в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность:

  • за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию;
  • за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ под дисциплинарным поступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске, и не может быть применено позднее шести месяцев. При     наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершённого проступка и обстоятельства, при которых он был совершён. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Административная ответственность выражается в применений компетентными органами государства мер административного наказания за совершение экологического правонарушения.

Административные экологические правонарушения — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленный экологический порядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная; ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

За совершение экологических правонарушений могут устанавливаться следующие административные наказания:

  •  Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • Административный арест;
  • Административное приостановление деятельности.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Административная ответственность наступает за экологические правонарушения в области: охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ); окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ); санитарно-эпидемиологического благополучия (гл.6 КоАП РФ), промышленности, строительства и энергетики (гл. 9 КоАП РФ); сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ).

Нарушение правил обращения с отходами квалифицируется, как правило, статьёй 8.2.

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающейся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. При этом лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие), в отношении шторых установлена его вина.

Глава 26 УК РФ включает в себя 17 составов преступлений, которые подразделятся на общие и специальные. Экологическая опасность, связанная с нарушением правил обращения с отходами, квалифицируется в следующих статьях:

Статьи 247 УК РФ. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, хоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до шгги лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, — наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Статья 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесных насаждении

Ч 3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия — наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Ч 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.


Таблицы?


План проверок

Росприроднадзор — это орган исполнительной власти РФ, представленный в каждом субъекте федерации и находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Основные функции и задачи данной организации можно свести к двум основным группам: 

  • контроль и надзор в сфере природопользования;
  • контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с этим, составляется план проверок Росприроднадзора, включающий список объектов, подлежащих обязательной проверке (со сроками проведения) со стороны госслужб.

Основаниями для включения в план являются: 

  • регистрация организации (юридического лица) в госорганах по регистрации;
  • прохождение трех лет с момента начала предпринимательской деятельности данного юридического лица;
  • прохождение трех лет с момента завершения прошлой плановой проверки.

Проверка Росприроднадзором может быть как плановой, так и внеплановой.
В любом случае, проверки такого рода имеют целью анализ соответствия деятельности организаций законодательству в сфере природопользования.
Речь может идти о пользовании водными объектами региона, об охране природных ресурсов, охране недр, контроле над использованием животных в хозяйственной деятельности человека.

В план проверок, как правило, вносятся прежде всего организации, являющиеся потенциально опасными для экологической безопасности.
В области охраны окружающей среды данные проверки нацелены на профилактику, выявление и пресечение незаконных действий в сфере экологии. К кругу задач, связанных с этой областью, относятся очистка каналов, рек и прочих водоемов, работа полигонов твердых бытовых отходов, борьба с разливами нефти, меры по обеспечению химической и радиационной безопасности окружающей среды и др.

В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном разделе сайта Генеральной прокуратуры (http://plan.genproc.gov.ru) размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.