Проведение проверок в 2020-2021гг.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) “Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2020 г. № 557 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году”.

В 2020 году плановые проверки возможны только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу ГТС, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году могут проводиться, если:

  • основанием для их проведения являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера (ПОСЛЕ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ);
  • они назначены в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (ПОСЛЕ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ);
  • основание для проведения — поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием конкретного хозяйствующего субъекта;
  • основание для проведения — требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • основание установлено пунктом 1.1. части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • проверка назначена в целях проверки ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

По общему правилу проверки будут проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Выезд должностных лиц органов надзора при проведении проверки может состояться только в следующих случаях:

  • если он согласован органами прокуратуры;
  • если он предусмотрен поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора, ставшими основанием для проведения проверки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 № 557 введена возможность проведения внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности, ГТС I и II класса.

Такие проверки могут проводиться, если основанием для их проведения являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 и подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 438.

При этом контрольно-надзорные органы обязаны незамедлительно известить в установленном порядке органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.

Хозяйствующие субъекты вправе обратиться в органы надзора с ходатайством об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний.

Органы надзора обязаны принять решение о продлении срока исполнения соответствующих предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления ходатайства.

Правило не касается предписаний, решение о признании которых исполненными влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Хозяйствующие субъекты вправе обратиться в органы надзора с ходатайством о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. В этом случае у органа надзора будут основания для проведения соответствующей проверки. В соответствии с правовыми положениями согласование такой проверки с органами прокуратуры не требуется.

Проверки, которые не были назначены с 18.03.2020 по 05.04.2020, назначению не подлежат.

Проверки, проведение которых было приостановлено с 18.03.2020 по 05.04.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью проведения не позднее чем в течение 3 рабочих дней после вступления в силу постановления.

Данные правила не касаются проверок, указанных выше.

Проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с нарушением установленных правил является грубым нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле. Результаты такой проверки будут признаны недействительными в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц…».

Постановлением правительства от 30.11.2020 года №1969 до конца 2021 года  продлен мораторий на плановые проверки малого бизнеса (за исключением тех, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей).